11:43
05.10.2016 Прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска принимаются меры по обеспечению соблюдения земельных прав граждан

Прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей с. Луговое г. Ульяновска, в ходе которой вскрыты нарушения, требующие применения мер прокурорского реагирования.

Так, в ходе проверки установлено, что Рыбалкиной И.В., а также заявителям Хасановой А.Г., Ибукову А.Н. (наследник вдова Ибукова Л.А.),                Трофимову В.Ф. и Фрунтову Н.А.на основании решения малого совета Луговского сельского совета от 30.11.1992 на праве собственности выделен земельный участок площадью 0,05 га для ведения личного подсобного хозяйства.

Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 (в настоящее время утративший силу) предоставил гражданам право приобретать в собственность земельные участки.

Согласно ст. 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 (в редакции от 27.12.1990) «О земельной реформе» в собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского хозяйства, а также иных целей, связанных с ведением сельхозпроизводства. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность граждан производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РСФСР (от 25.04.1991) граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность земельных участков для личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. 18  Земельного кодекса РСФСР к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области урегулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, передачу их в собственность и аренду в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса; регистрация права собственности на землю; организация ведения земельного кадастра.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РСФСР сельские и поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также их фонда других земель, переданных в их ведение.

Таким образом, исходя из действовавшего на момент выдачи  свидетельств о праве на землю законодательства, Луговской сельский совет народных депутатов обладал полномочиями по предоставлению земельных участков гражданам с. Луговое для ведения личного подсобного хозяйства и регистрации за ними соответствующего права собственности на земельные участки.

В соответствии с  ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право собственности на землю у граждан возникло на законных основаниях и они имеют право на определение границ предоставленных им на праве собственности земельных участков.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 09.03.1992, право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом (п.1.1).

Согласно п. 1.4 Инструкции государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

В соответствии с п.1.12 Инструкции обеспечение проведения землеустроительных работ, связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.

Согласно п. 2.4 Инструкции при определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

Согласно п. 2.5 Инструкции после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

В соответствии с п. 2.7 Инструкции заполнению государственного акта предшествует составление "чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании" <*>. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N 2 - на 4 и 5-й страницах.

Согласно п.п. 2.16 и 2.17 материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело. Землеустроительные дела по выдаче государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации.

Пунктом 2.18 Инструкции установлено, что ответственность за правильность составления государственного акта несет председатель районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

Как следует из вышеуказанных норм, обязанность по выдаче государственного акта на право собственности на землю и на проведение всех необходимых работ по определению границ земельного участка на местности, лежала на Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам Ульяновского района (куда ранее входили земли с. Луговое) и Луговской сельской администрации. В настоящее время ни Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Ульяновского района, ни Луговской сельской администрации не существует.

В силу положений Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской городской Думы 23.09.2014 № 119, обязанность по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также по определению границ земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, до 01.01.2016 была возложена на администрацию г. Ульяновска.

В связи с принятием Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. 

В ходе проверки установлено, что Рыбалкиной И.В., а также заявителям                Хасановой А.Г., Ибукову А.Н. (наследник вдова Ибукова Л.А.),                Трофимову В.Ф. и Фрунтову Н.А. на основании решения малого совета Луговского сельского совета от 30.11.1992 на праве собственности выделены земельные участки площадью 0,05 га для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2015 году материалы по предоставлению земельных участков переданы администрацией в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. При этом до настоящего времени должностными лицами Департамента не принято мер к реализации законного права собственности граждан, выделению им земельных участков на местности.

Выявленные нарушения, допущенные вследствие недобросовестного отношения ответственных должностных лиц к исполнению обязанностей, повлекли нарушения прав граждан на предоставление положенных им по закону земельных участков в черте муниципального образования «город Ульяновск».

По результатам проведенной проверки прокурором Железнодорожного района г.Ульяновска потребовано от директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Мишина С.М. и главы администрации г.Ульяновска Гаева А.В. незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений.

Категория: Каталог статей | Просмотров: 236 | Добавил: ulzelproc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0