18:04
Проведена проверка экологического законодательства

Прокуратурой района проведена проверка исполнения                         требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления администрацией муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 

К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со ст.6 и 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации,  обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; а к                                                                                                                         полномочиям органов местного самоуправления городских поселений — участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Между тем в соответствии со ст.8.1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

         В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области от 05.11.2015 №158-ЗО «О перераспределении полномочий по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий между органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" с 1 января 2016 года полномочия органов местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий осуществляет в течение неограниченного срока уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016 №01-од утверждены Правила благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа данный документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Согласно п.3.1.3. Правил на территориях поселений запрещается накапливать и размещать отходы в несанкционированных местах.

Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов, а при необходимости рекультивация территорий свалок производятся за счет лиц, обязанных обеспечивать содержание отведенной и прилегающей территорий в соответствии с подпунктом 3.1.1 настоящего подраздела.

В соответствии с п. 3.1.1. Правил физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Организация уборки иных территорий осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления поселений в соответствии с установленными полномочиями по договору с лицами, на которых возложены полномочия по уборке территории (далее - специализированная организация по уборке), в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах поселений.

Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 (ред. от 30.03.2016) "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" принято Положение об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска.

В соответствии с п.4.2.8. данного Положения Управление организует проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципального образования "город Ульяновск".

Так, согласно акта рейдового мероприятия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.06.2016 на земельном участке, расположенном в непосредственной близости от д.6 ж по ул.Фасадной Железнодорожного района г.Ульяновска обнаружены твердые коммунальные отходы, строительный мусор. Указанная территория не ограждена, лица, разместившие отходы на несанкционированной свалке не установлены.

При таких обстоятельствах ликвидация несанкционированной свалки возложена именно на администрацию города Ульяновска.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

На основании пунктов 8, 11, 24, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа. Согласно п.10, 15, 27, 29 ст. 3 Устава МО «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. № 119, к вопросам местного значения городского округа относятся вышеуказанные мероприятия.

Согласно Устава МО «Город Ульяновск» к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения (ст.38 Устава) относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ N 131-ФЗ).

Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов об участии в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования, обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения, проведению мероприятий по охране окружающей среды независимо от форм собственности входящих в него территорий. 

Однако, в нарушение выше названных норм Закона, администрацией муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории и поддержание порядка, в результате чего допущено захламление, загрязнение земель, образование несанкционированной свалки на территории городского округа. 

Причинами возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории городского округа мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, а также для выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения.

Бездействие Администрации МО «город Ульяновск» Ульяновской области, выразившееся в неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью жителей муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой района в адрес главы администрации г.Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона.

Категория: Каталог статей | Просмотров: 263 | Добавил: ulzelproc | Теги: природа, права граждан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: